Памятка для родителей по теме "Отличия логопедического пункта от группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Что такое логопедический пункт
На логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие связной речи;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида является реализация общеобразовательной программы. В общеобразовательной программе не предусмотрено время на занятия с учителем-логопедом на логопункте и поэтому расписания занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.
Логопедические заключения для зачисления на логопункт
- нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР;
- ОНР III-IV уровня речевого развития (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).
Форма организации коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда на логопункте
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в логопункте являются индивидуально-подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий регламентируется Санитарно-эпидемиологическими нормами в соответствии с возрастом ребенка.
Что такое группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе. Воспитатели группы работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними. Образовательный процесс строится с учетом Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Логопедические заключения для зачисления в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
- ОНР I-III уровня речевого развития (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).
Форма организации коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Основными формами организации работы с детьми являются– подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Периодичность подгрупповых занятий – 4 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся 3 раза в неделю.
Продолжительность занятий регламентируется Санитарно-эпидемиологическими нормами в соответствии с возрастом ребенка.
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи дети зачисляются только по решению ТПМПК.
|
Логопункт
В логопункт дети зачисляются учителем-логопедом детского учреждения в порядке очереди.
|
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед занимается с каждым ребёнком четыре раза в неделю в форме подгрупповых занятий и три раза в неделю в форме индивидуальных занятий.
|
В условиях логопункта учитель-логопед занимается с каждым ребёнком три раза в неделю в форме индивидуально-подгрупповых занятий.
|
Списочный состав группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 10 человек.
|
Списочный состав логопункта 25 человек.
|
Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в течение дня закрепляет речевые навыки у детей по заданию учителя-логопеда.
|
Первыми помощниками учителя-логопеда на логопункте являются родители.
|
Разработала:
учитель-логопед Сидорова А.В.